П Р О Г Р А М М А
сохранения здоровья и формирования потребности в
здоровом образе жизни.
ЦЕЛЬ: Повышение эффективности деятельности школы по созданию
условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни и бережного отношения к здоровью.
ЗАДАЧИ: 1.Анализ состояния здоровья и физического развития обучающихся.
2. Создание условий, сохраняющих физическое здоровье субъектов образовательного процесса.
3. Формирование и развитие жизненных навыков, способствующих снижению асоциальных явлений.
4. Формирование компетентности педагогических работников и родителей (законных представителей) в вопросах здоровья обучающихся.
1. Анализ состояния здоровья и физического развития обучающихся.
Содержание деятельности. |
Механизм, обеспечивающий решение задач. |
Ответственный. |
Срок. |
Планируемый результат. |
Примечание |
1.Выявление состояния здоровья и физического развития обучающихся. |
1.Анализ заболеваемости учащихся.
2.Результаты диспансеризации |
Медицинский работник ФАПа.
Учитель физической культуры. |
В течение года. |
Выявление причин заболеваемости и отклонения от нормы в физическом развитии.
Выработка предложений по созданию условий, обеспечивающих укрепление здоровья учащихся.
Внесение корректив в программу «Здоровье»
Учёт детей, состоящих на диспансерном учёте. |
мониторинг |
2. Создание условий, сохраняющих физическое и психическое здоровье субъектов образовательного процесса.
Содержание деятельности. |
Механизм, обеспечивающий решение задач. |
Ответственный. |
Срок. |
Планируемый результат. |
Примечание |
1.Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями СаНПиНа.
|
1.Заключение договоров с сооветсвующими службами (СЭС, энергоснабжающие организации…).
-создание программы производственного контроля;
-контроль за воздушно-тепловым режимом;
-уборка помещений… |
директор |
Декабрь, август
|
Создание комфортных условий для ведения образовательного процесса.
Уменьшение пропусков по болезни.
|
Лампы обеззараживания воздуха
Акты |
|
-подбор мебели в соответствии с ростом обучающегося. |
Завхоз
Зав.кабинетом |
Август (в течение года по необходимости)
|
Профилактика нарушения осанки и зрения |
|
2.Освоение гигиенических навыков охраны здоровья.
|
Беседы медицинских работников, Кл. руководителей, предметы содержащие элементы валеологии. |
Зам.директора по УВР.
|
постоянно |
Владение навыками ценностного отношения к своему здоровью. |
Родительские собрания.
Обучение сотрудников
Образовательная программа гигиенического воспитания подростков Сотрудничество с компанией Проктер энд Гэмбл. |
3. Использование здоровьесберегающих технологий, в соответствии с ФГОС. |
Рабочие программы педагогов
Программы дополнительного образования. |
Зам.директора по УВР.
|
постоянно |
Уменьшение заболеваемости.
Повышение качества образования.
|
|
4.Организация полноценного питания.
|
Разнообразие блюд.
Витаминизация пищи.
Калорийность питания.
|
Повар.
Кладовщик.
Бракеражная комиссия
|
В течение года |
Снижение утомляемости,
профилактика желудочных заболеваний.
|
Переход на систему ХАССП
обучение |
5.Профилактика утомляемости.
|
Физкультурные паузы на уроках.
Новые формы и методы ведения уроков.
Контроль за учебной нагрузкой и объёмом домашнего задания.
Анализ режима работы школы.
|
Зам. директора по УВР.
Педагог-предметник.
|
В течение года.
|
Снижение утомляемости, повышение качества образования.
|
|
6.Оздоровление детей.
|
Работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Вакцинопрофилактика.
Санаторий |
Директор
Начальник лагеря
Ответственный за информационный обмен |
постоянно
|
Укрепление здоровья учащихся.
|
|
6. Создание условий, соответствующих требованиям по охране труда и техники безопасности. |
Проведение инструктажей всех уровней.
Профилактика травматизма. |
Директор.
Зам. директора по УВР
Завхоз.
Директор. |
постоянно |
Безопасные условия во время образовательного процесса. |
программа |
3.Формирование и развитие жизненных навыков, способствующих снижению асоциальных явлений.
Содержание деятельности. |
Механизм, обеспечивающий решение задач. |
Ответственный. |
Срок. |
Планируемый результат. |
Примечание |
1.Работа с родителями по формированию их нетерпимого отношения к наркоманизации (курение) детей;
-предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию; случаев жестокого обращения с детьми, безнадзорности;
-оказание помощи семье в конфликтных ситуациях;
-контроль за опекаемыми детьми |
1.Проведение мероприятий с родителями с привлечением правоохранительных органов, медицинских работников;
-работа ШКМПИСа;
-привлечение родительского комитета;
-консультирование по вопросам воспитания детей.
|
Директор.
Социальный педагог.
Педагог-психолог
|
Постоянно
|
Создание программы по педагогическому сопровождению семьи (зона риска).
Уменьшение количества «неблагополучных семей» и, как следствие, снижение количества больных, физически и нравственно, детей.
Выполнение всеобуча.
|
Акции, конкурсы, родит.собрания, Кл.часы, беседы, уроки. |
2.Воспитательно-педагогическая работа с детьми:
-пропаганда ценностей здорового образа через учебные занятия;
-разработка и проведение мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений.
|
2.Введение форм и методов обучения в учебные предметы, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни;
-формирование понимания социальных и медицинских последствий наркозависимости, алкоголизма и т.д.
-тематические мероприятия.
|
Педагог-организатор
Привлечение специалистов.
|
Постоянно. |
Формирование здорового, сознающего необходимость здорового образа жизни для себя и общества.
|
Обучение сотрудников |
3.Организационно-профилактическая работа:
-работа Школьной комиссии медико-педагогического индивидуального сопровождения учащихся;
-формирование здорового образа жизни через во внеучебное время (организация досуга);
- сотрудничество с организациями, работающими по соответствующим направлениям.
|
3.Учёт учащихся «группы риска»;
- участие в молодёжных акциях направленных на профилактику асоциальных явлений;
-организация спортивной работы в школе, работы кружков;
-привлечение в досуговую деятельность детей «группы риска»;
-совместные мероприятия с Советом профилактики, КДН и ЗП. |
Директор.
Социальный педагог.
Зам. директора по УВР.
Педагог-организатор.
|
Постоянно. |
Формирование здорового, сознающего необходимость здорового образа жизни для себя и общества.
Анализ режима дня учащихся вне школы. |
Родительские собрания
анкетирование |
|
|
|
|
|
Проект «Здоровье нации- в моих руках: думай, дерзай, действуй». |
АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ
МКОУ Галкинской СОШ (SWOT-АНАЛИЗ)
Внешние факторы |
Возможности |
Угрозы |
- .Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
- .Поддержка со стороны управления образования
- .Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.
- Наличие и районных программ, направленных на поддержание социального здоровья.
- Наличие районной системы профилактики беспризорности и правонарушений.
|
- Низкий уровень культуры здоровья в обществе.
- Увеличение числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем.
- Ухудшение общей экологической обстановки.
- Низкая межведомственная координация.
- Относительно низкий культурный уровень социума
- Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности ОУ.
|
Внутренние факторы |
Преимущества |
Недостатки |
- Наличие специалистов психолого-медико-социальной службой в школе.
- Хороший профессиональный уровень педагогов. Соответствие педагогических работников уровням квалификации.
- Наличие опыта деятельности в области здоровьесбережения.
- Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.
|
- Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами здоровьесбережения.
- Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
- Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.
- Несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и пр.) конкретному социальному заказу
|
РЕСУРСЫ МКОУ Галкинская СОШ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ресурсы
- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,
- развитие службы здоровья ОУ,
- опыт работы ОУ с социальными партнерами,
- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.
Кадровые ресурсы.
В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования.
При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах.
В школе действует служба Школьного медико-педагогического индивидуального сопровождения обучающихся (ШкоМПИС), в состав которой входят заместители директора по УВР, социальный педагог, психолог, логопед, логопед, классные руководители.
Кроме того, в начальной и основной школе, начавшей реализацию ФГОС, действуют малая и большая службы сопровождения, что так же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.
Большая группа сопровождения |
Малая группа сопровождения |
Классный руководитель |
Медицинский работник (ФАП) |
Воспитатель ГПД (1-4 кл.) |
Социальный педагог |
Педагоги - предметники |
Учитель-логопед |
Педагоги дополнительного образования |
Классный руководитель |
Школьный библиотекарь |
Педагог-психолог |
Родители |
|
При организации работы приглашаются специалисты из КДНиЗП, ОВД, ГИБДД представители медицины и др.
Материально-технические ресурсы.
В школе имеется оборудованный спортивный зал, спортплощадка, кабинет логопеда и психолога, хорошо оснащенные предметные кабинеты. В школе функционирует библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: имеются оснащенные предметные кабинеты, столовая.
Методические ресурсы.
К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесберегающих технологий, Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ:
- программа «Безопасность-залог здоровья», включающая в себя планы работы по обеспечению комплексной безопасности в МКОУ Галкинская СОШ (противопожарная безопасность, профилактика травматизма, антитеррористическая защищённость, предупреждение экстремистских проявлений, информационную безопасность, санитарно-эпидемиологическую безопасность, безопасность организации школьных перевозок, профилактика вредных привычек
-программы классных руководителей по сохранению и укреплению здоровья учащихся на определённую ступень обучения.
Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.
Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).
Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.
Информационные ресурсы.
Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных руководителей, регулярного обновления сайта школы и пр.
ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Возможные сложности (риски) реализации Программы |
Пути их преодоления |
Формальный подход ОУ к реализации здоровьесберегающей деятельности |
Стимулирование деятельности ОУ в области здоровьесбережения и формирование установки на получение результатов деятельности |
Возможно неприятие организации образовательного процесса на духовно-нравственной и валеологической основе частью педагогов |
- Просветительская работа с педагогами. - Обучение педагогов на курсах повышения квалификации. - Методическая поддержка педагогов. |
Недостаточность бюджетного финансирования |
Поиск дополнительных финансовых средств. |