|
Психолог |
|
10 принципов воспитания Януша Корчака
Стратегия реагирования на ссору, конфликт
Четыре заповеди мудрого родителя
Что важно взрослым помнить о наказаниях
Как помочь ребенку стать увереннее в себе
Вы наверняка замечали: одни дети активные, бойкие, заводилы и лидеры, а другие - робкие и застенчивые.
Почему один ребенок сразу становится душой компании, а другой боится с кем-то подружиться или просто открыто улыбнуться?
Неуверенность в себе – гораздо более распространенная черта, чем думают многие, просто обычно ее тщательно скрывают.
Робость и стыдливость возникают у ребенка, в основном, из-за чувства беспокойства и неуверенности в собственной безопасности. Причиной такого поведения часто становятся неправильные методы воспитания.
Как помочь обрести уверенность в себе:
-
1. Чтобы передать ребенку свою веру в него, нужно постоянно говорить ему, что он – особенный, что у него все получится. Например, «Конечно, это непростая задача, но я уверена, что ты справишься».
-
2. Необходимо обязательно ценить старания своего отпрыска, даже если у него не все получилось, акцентируйте внимание на хорошем. «Это на самом деле было трудно, и я знаю, что ты очень старался. Молодец!» или «Этот пояс не подходит к твоей одежде, но ты прекрасно скомбинировал брюки и рубашку».
-
3. Рассчитывайте на силы своего ребенка, благодарите его за то, что он выполняет ваши просьбы. «Я думаю, ты сможешь сам сварить макароны» и «Спасибо, что расставил все игрушки по местам».
-
4. Вырабатывайте у ребенка устойчивую самооценку
-
5. Обращайте внимание на хорошее поведение своего ребенка, улыбайтесь, гладьте его по голове или похвалите за то, что он такой послушный.
-
6. Игнорируйте плохое поведение. Не нужно кричать на ребенка, лучше сделайте серьезное лицо и выведите его из комнаты. Когда он вернется (по разрешению родителей), скажите, что очень рады его решению вести себя хорошо.
-
7. Критикуйте не самого ребенка, а его поведение. Например, говорите, что щипаться плохо, а не что сын – плохой мальчик. Второй вариант резко снизит самооценку отпрыска, тогда как первый ее не затронет.
-
8. Контролируйте влияние «кнута и пряника». Следите за тем, чтобы похвалапвзвучала чаще, чем критика. Пряники прекрасно повышают самооценку, а кнут лишь снижает ее. Если чаще хвалить ребенка, в будущем он будет уверен в своих силах, будет лучше себя вести и сполна реализует себя в жизни. При этом важно правильно хвалить ребенка: избегайте оценочных похвал (Ты – самый лучший). Такие фразы формируют представление ребенка и зависимость от ожиданий родителей. Если что-то не получается, он становится неуверенным в себе.
Советы родителями агрессивного ребенка
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Стили родительского воспитания
Стратегия воспитания |
Конкретные примеры стратегии |
Стиль поведения ребенка |
Почему ребенок так поступает |
Резкое подавление агрессивного поведения ребенка |
“Прекрати!” “Не смей так говорить” Родители наказывают ребенка |
Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте) |
Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения |
Игнорирование агрессивных вспышек ребенка |
Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают что ребенок еще мал |
Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно) |
Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера |
Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим |
Если родители видят, что ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях |
Скорее всего, ребенок научится управлять своим гневом |
Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей | Правила работы с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
Терпения Вам и удачи, дорогие родители!
Как грамотно общаться с ребенком
Самое главное правило: БЕЗУСЛОВНО ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!
Правило № 1 Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»
Правило № 2 Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: - возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому! - по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Правило № 3 Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему!
Правило № 4 Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным»!
Правило № 5 Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать!
Правило № 6 Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания просто сообщите ему об этом в форме «Я-высказывания»!
Правило № 7 Максимально удаляйте из своего общения с ребенком «12 помех» - привычных или автоматических реакций: приказы, команды; предупреждений, угрозы; мораль, нравоучения и др.!
Правило № 8 Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!
Правило № 9 Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка!
Правило № 10 Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но: их не должно быть слишком много и было бы очень хорошо, что бы они были гибкими; - родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка; правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой; тон, в котором сообщается требования или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным!
Правило № 11 Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
Правило № 12 Следует применять санкции, а не наказание!
ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ! (обратите на то, как вы общаетесь между собой и как общаются люди окружающие вашего ребенка)
- Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
- А когда ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность он учится драться.
- Когда с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
- Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
- Когда ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
- А если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
- При частом одобрении ребенка - он начинает всегда хорошо к себе относиться.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны - то он учится быть терпеливым.
- Когда ребенка часто подбадривают , то он учится уверенности в себе.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, то он учится находить в этом мире любовь!
Ну, а теперь Вы знаете самые простые и важные вещи для установления хороших и добрых отношений между Вами и вашим ребенком. Желаю удачи !
Гиперактивный ребенок - что делать?
6 советов психолога!
«Ребенок гиперактивен» - что это значит? Что ребенок активен, много двигается, суетлив, вертится, много говорит, часто и быстро переключает свое внимание, не усидчив, неудобен, непослушен, импульсивен, ему трудно контролировать себя и свое поведение. И что вам (родителям, воспитателям, педагогам) рядом с ним сложно.
«Ребенок гиперактивен» - когда вы слышите или подозреваете это о своем ребенке, что вы как родитель можете сделать?
1. Помогайте ребенку останавливаться.
Гиперактивному ребенку сложно сосредоточиться. Когда его внимание скачет с одного раздражителя ну другой, он не успевает по-настоящему вступить в контакт ни с одним из них. Помогите ему с этим. Каждый раз, когда ребенок берет что-то в руки, слышит что-то или на чем-то останавливает свой взгляд, задайте ему несколько вопросов. Например: «Что это ты слышишь? Как тебе кажется, кто издает этот звук? Он громкий или тихий?», «Ты замечаешь, какой легкий этот предмет у тебя в руках? Он мокрый или сухой? Гладкий или шершавый?», «Что ты увидел? Какого цвета этот предмет? Что тебе в нем понравилось?».
2. Помогайте ребенку слушать себя.
Поскольку гиперактивные дети часто отвлекаются на внешние раздражители, они не успевают прислушаться к себе и не очень умеют это делать. Вы можете помочь ребенку слушать себя, задавая ему вопросы о его ощущениях: «Тебе сейчас жарко или холодно? Что чувствуют твои ручки в этих варежках? Ты хочешь пить? Тебе нравится играть в эту игру?» и т.д.
3. Играйте в тактильные игры.
Тактильные ощущения помогают гиперактивным детям вернуться к своим ощущениям. Обычно эти дети любят массаж (вспомните знакомое всем из детства «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»), игры с водой, песком, пластилином, глиной, рисование пальчиками и даже ногами. Игр с песком, пластилином, глиной – великое множество.
4. Играйте в подвижные игры.
Гиперактивные дети много двигаются, но при этом плохо умеют управлять своим телом. Важно играть с ними в игры, помогающие им развить способность контролировать свои движения, владеть своим телом, лучше чувствовать границы своего тела и помещения, в котором находится малыш. Это поможет ребенку вовремя остановиться, быть более ловким (гиперактивные дети часто неуклюжи, то и дело что-то разбивают и проливают).
5. Учите ребенка выбирать.
Всемирно известный детский психотерапевт Вайолет Оклендер пишет: «У всех детей есть потребность в ощущениях, возникающих в процессе выбора; гиперактивные дети особенно нуждаются в возможности упражнять свою волю и суждения».
Предоставляйте ребенку выбор. Когда вы рисуете, спросите его, каким цветом он хочет рисовать. Когда одеваетесь – какие колготки? Когда едите фрукты – яблоко или грушу? Такими вопросами вы снова помогаете ребенку вернуться к себе, внутрь себя от всех этих бесконечных внешних раздражителей.
6. Уважайте ребенка.
Этот совет банален, но бесконечно важен. Вайолет Оклендер замечает, что когда гиперактивный ребенок видит, что его уважают, воспринимают всерьез, контактируют именно с ним, а не с ярлыком «гиперактивность», то он расслабляется и становится куда более усидчивым и спокойным.
Уважайте ребенка. Уважайте его чувства, его способы предъявить их. Помните, что его поведение (пусть даже такое неудобное для вас) – это просто его способ справиться со своими трудностями и приспособиться к этому трудному для него миру.
|
|
|